ПОЭЗИЯ ХАОСА (содержание)


              ВАЖНАЯ ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОЙ  ПОЭЗИИ
        

        «Мир самосотворился из Хаоса» - древние греки.
        «Предмет поэзии – Высшая Красота» - Эдгар Алан По.

      Ван Гог описывал брату Тэо свои картины весьма своеобразно:  «Полотно на бильярде было такое зеленое, что его хотелось жевать». Не удивительно, что лишь после посмертной публикации этих писем возник интерес к творчеству художника. О творчестве писали Э.А.По, А. Бретон, С. Дали, Ф.Т. Маринетти, В.Маяковский, Вяч.Иванов и многие другие, да и я провозгласил поэзию хаоса в своей книге «Манифесте поэзии хаоса, в альманахе «Поэзия» и в газете «День литературы». С 1996 по 2000 год я много печатал хаосных стихов и статей, связанных с поэзией хаоса. С 2001 года я стал работать в стол, так как надо было изучить поэтику и попытаться понять: «Что есть поэзия хаоса?» Прошедшие годы прошли не зря - мной не только открыта, но и обжита новая terra incognito искусства – ПОЭЗИЯ ХАОСА.
      К сожалению,  поэты в отличие от художников не могут развесить свои произведения по стенам на суд публики и критиков, а с учетом того, что не всякий Читатель в состоянии адекватно увидеть образы, запечатленные в стихе, то надежда на понимание представляется призрачной. Однако, во все времена лишь небольшая часть элиты, тончайшие интеллектуалы были способны не только воспринять предмет творчества, но перевести его в ментально-культурное пространство цивилизации, как артефакт искусства. Именно к этой элите я и обращаюсь далее.
      Общеизвестно, что важнейшие, «божественные» строки возникают у поэта мгновенно и неосознанно, когда последней впадает в «особое состояние». И именно, через эти строки, как через туннели, Поэт ведет Читателя из обыденного, рационального мира в запредельный мир «Высшей Красоты». Об этом «особом состоянии», которое у нас называют «вдохновением», замечательно писал А.С.Пушкин:

      И мысли в голове волнуются в отваге,
      И рифмы легкие навстречу им бегут,
      И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
      Минута - и стихи свободно потекут.
      Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
      Но, чу! - матросы вдруг кидаются, ползут
      Вверх, вниз - и паруса надулись, ветра полны;
      Громада двинулась и рассекает волны.
      Плывет…
      Куда ж нам плыть?..

      Пушкин подметил такую особенность вдохновения, как неизвестность пути и его результат. Кстати, слово «вдохновение» буквально точно отражает суть  происходящего – это вдыхание Богом или Духом в душу поэта, некоего «эликсира», вводящего поэта в «особое состояние». П.Верлен, А.Рембо для введения себя в особое состояние употребляли абсент. Другие курили опиум, траву, а у нас в России – пили и пьют водку. Сюрреалисты А. Бретон, Л. Арагон, Ж. Кокто вводили себя в состояния гипнотического транса, полагая, что поэзия – спонтанная деятельность подсознания. С.Дали, называя свой метод параноикокритическим, писал: «Всякий день, сидя перед мольбертом, я вглядываюсь в холст, подобно медиуму, чтобы увидеть на нем появления элементов своего собственного воображения. В «Манифесте поэзии хаоса», я также описал два метода впадения в особые состояния – «родового проецирования» и «вторжения в Хаос». Методы разные, а вызванные ими творческие состояния – запредельность – одно.
      Весьма точно, еще двести лет назад, об особенностях сознания поэта писал С.Т.Кольридж. Его идеи разделил и развил Э.А.По. Они считали предметом поэзии – «Высшую Красоту», открывающуюся только истинному поэту, находящемуся в «особом состоянии» сознания и имеющему, в этот момент, сверхнормальную способность постижения «запредельного мира», недоступную пяти сенсорным чувствам. Э. По писал, что это состояние – «некая мерцающая грань между ясным чувственным восприятием действительности и бесконтрольной деятельностью подсознания». «Высшая Красота», увиденная поэтом, обладает «Абсолютной новизной» и принадлежит к «непостижимому» - к антимониям Канта и поэтому не может быть «увидена» и тем более отображена словом. В результате, Читатель не может постигнуть «Высшую Красоту», а лишь приобщается к «впечатлениям души» поэта, причем не столько в самом произведении, сколько через него. Ясно, что простое отображение реальности Э. По не считал поэзией и старался избегать обычных сравнений, образов, метафор, сюжетов. Для окончательной «шлифовки» стиха Э.По использовал «чистое воображение», которое, по его словам способно: «Из прекрасного или безобразного избирать только возможные, но еще не осуществленные комбинации». На мой взгляд, «особое состояние» чем-то похоже на состояние  поэтического сомнамбулы –

      Вокруг бессмысленность…
      Собираю мысли в пучок,
            как волосы…
      Плыву на импульсы
      тихого голоса,
      как сомнамбула,
      как древа листок…

      Даосисты и буддисты называют подобное состояние - ДАО. Определить что такое ДАО невозможно, однако его суть можно понять из буддийской притчи: «Сороконожка бежит и не знает, как управляет ногами. Но если бы она задумалась и сама захотела управлять ногами, то не смогла бы сдвинуться с места». Западная поэзия, не использовала ДАО для написания стихов, во всяком случае, мне об этом неизвестно, хотя многие изучали дзенбуддизм и я был в их числе. Впадал ли я в состояние ДАО при написании стихов? Не зная, правда, в своем «Манифесте», и в статьях я писал о связи внутреннего Хаоса и ДАО -

      Опалами глаз стекленея,
      Впадаю в собственный ХАОС,
      Я вижу, как символ змея –
      Свой хвост пожирает – ДАО

      О Дао можно сказать, что оно не работает, но творит. Я пришел к тому же выводу в отношении поэзии: «Не нужно писать стихи – они придут сами, если, конечно, Поэт в состоянии «отпустить» свое «я» и «вслушаться» в свой внутренний Хаос». Хорошо бы стать поэтической «сороконожкой» и тогда стихи сами бы зарифмовались сорок раз по длине строки и приобрели бы легкость и изящество движения, означенного выше насекомого. Более того, сакральное «Дао» способно превратить Вас в кого угодно - так я «поэтически» легко превращался в древнего троянца, в скифа, фараона, ледяного истукана и даже в Космического Носорога.
      В «особом состоянии» я ощущаю невероятный прилив энергии, вижу «что-то» неуловимое, а затем перед мысленным взором начинают хаотично возникать, накладываться друг на друга не явные образы реального мира. И, в этот момент, из «запредельного мира» начинают возникать странные строчки, в которых закодирован образ «Высшей Красоты». Как показала практика, написать подобные строчки от ума или посредством перебора вариантов невозможно, однако в «особом состоянии» мозг сам, одному ему ведомым способом, находит «идеальное решение», называемое в вариационной математике - экстремалью. В физике это можно назвать «разрядом» или «стохастическим резонансом».
      Важно отметить, что не вдохновение дает результат - оно лишь намагничивает Хаос мыслей творца, в которых, подобно молнии, может произойти разряд - озарения! И здесь кладезь народной мудрости - язык дает удивительно точную подсказку – в момент «озарения» творец мысленным взором прозревает – суть, истину, гармонию, высшую красоту. Можно сказать, что в момент «озарения» происходит сущностные изменение Человека, - он приобретает «сверх» способности  - становится ДРУГИМ...

      Сегодня
      я снова
                  ДРУГОЙ! -
      Грядет
                  откро-
                              вение!
      Сонливость
                  мгно-
                              вения
      терзаю
                  клыками
                  веселого
                              Гения!
      И бессмыс-
                  ленны
      выкрики:
                  “СТОЙ!!!”

      Как-то, лицо близкой мне, рыжеволосой женщины, со слегка сломанным носом, вдруг случайно, мысленно совместилось с лицом сфинкса, и… «застучали» стихи. Я стал записывать их, как вдруг увидел, что строки начали превращаться в бегущие колесницы, сбегающие с листа. А затем…  увидал я себя на колеснице, в фараоновом обличье, на фоне сфинкса, с женским лицом…

      ФАРАОН

      Девушка,
      с лицом сфинкса,
      Зачем, послушай,
      Мне снишься?
      Полулежа – в позе пантеры?
      Иль в книге времени
      Древняя эра
      Открыла страницу?
      И бегут не строчки –
      Мои колесницы!
      И встает явь!
      Сокрушая сон!
      Нет, Господа – я не князь!
      Я – фараон!

      После первых «божественных строк» весь стих дописывается, используя их запредельную энергию. Иногда, кажется, что этой энергии не хватает и стих остается не завершенным:

      В орнаменте чужих событий,
      Под блеклым сводом анфилад –
      Лишь губ твоих текучий литий
      Манил, как черный шоколад…

      Я дышу, я живу по наитию
      Под кристаллами звезд из лития…

      Однако, вчитавшись, осознаешь - все сказано - тяжко Поэту под бетонным небом среди никчемной суеты. И лишь только эта неземная женщина – его последняя надежда. Но губы! Ее губы - это дверь в иной мир, где горят другие звезды, где все иначе и даже шоколад почернел! Но это всего лишь формы! Суть же – истинное (по наитию) дыхание, любовь, да и вся жизнь! Важно, что эти суть и формы образуют новое пространство – «территорию свободы, любви и поэзии». Даосы сказали бы: «Вот она – НИРВАНА!» Но и мы, не познавшие «просветления», тоже в состоянии не столько узреть, сколь ощутить  - «запредельный мир Высшей Красоты».  
      Надеюсь, что уже не нужно убеждать Читателя в факте наличия «вдохновения» и «озарения» у Поэта в момент зарождения строк. Менее очевидно, что стихотворение, особенно длинное, никогда не пишется при «озарении» полностью. Поэтому первые - «божественные», строки заслуживают особого внимания. Как же назвать эти строки? Я выше использовал термин - «божественные», однако данный термин не удачный по многим причинам, одна из которых сакральная - Бог говорит только с избранными, а утверждать твердо, что Поэт избран Богом я не решаюсь, хотя, конечно, надеюсь на это. Можно было бы обозвать их – «поэзией ДАО», однако термин ДАО не известен на Западе. Назвать эти строки - поэзией Нирваны – тоже плохо, так как понятие Нирваны, после многочисленных изданий Камасутры приобрело эротико-комедийный характер. Что же делать? Западная цивилизация выросла из греческой культуры, поэтому именно в ней следует искать подсказку. А она лежит на поверхности - греки полагали, что мир самосотворился из Хаоса. В чем, надо признать,- не ошиблись. Подобно этому, в микрокосме моего мозга, да и не только моего, сами собой, волшебными кустами слов вырастают стихи -

      Мои стихи нужны только мне –
      Я читаю стихи и…  Смеюсь!
      Куст герани засох на окне –
      Врос в бессмертие – слова куст.

      Итак, во всех приведенных выше стихах есть строчки, написанные спонтанно, без контроля со стороны ЭГО, возникающие сами собой в Хаосе Микрокосма человеческого мозга и, именно поэтому, эти строчки уместно назвать - хаосными. А, если этих строчек много, то это - Поэзия Хаоса. Должен признать, что хаосные строки до сих пор поражают меня – в них, порой, возникают весьма странные хаосные сущности, которые появляются в пространстве стиха, активно действуют в нем, а затем скелетами строк застывают на бумаге. Подобное образы неведомых сущностей приходили и древним людям, и они рисовали их в наскальных  рисунках.

      КОСМИЧЕСКИЙ НОСОРОГ
                  
      На срок – не более чем вечность,
      Сквозь дней, сверкающий поток,
      Пронзаю рогом бесконечность
      В броню закован - безупречный,
      Летел, познавший космос млечный –
      Змееподобный Носорог.

      На теле страшные наросты,
      Метеоритные коросты…
      И ощетинившись, как еж,
      Он размышлял, что Космос – ложь.

      Но, вдруг, землею очарован,
      Не рассчитав свой страшный бег,
      С орбиты спрыгнул он, как Овен,
      И рухнул на песчаный брег.

      Как метеор упал меж леса,
      Неся космический бедлам,
      И поломал огромным весом
      Земную ось – напополам!
      Но все равно – Земле кружиться –
      Остановиться ей невмочь!
      А носорог не шевелится –
      И я хочу ему помочь!

      Он спит размеренно и ровно,
      Над ним трепещут небеса
      И дух живет в огромном роге –
      А ты не веришь в чудеса!

      Возникает вопрос: Откуда такие видения? Творец ли поэт этих сущностей или он просто медиум? По своему опыту скажу: «Безусловно, творец! Никакой мистики – образ Змееподобного Носорога разглядел я в магических горах  Нового Света, что в Крыму. И этот «образ» проникнув в меня, тут же сам запечатлел себя в этом странном стихе».  
      И.Шевелева, прочитавшая эту статью, пишет: «Носорог не просто образ пришельца – живая сущность, присланная космосом человечеству – через Поэта, пугающая его самого внезапностью вторжения и душой узренным обликом. Готовым – не ужасно ли? – вселиться в человечество, заселить Землю. А чего пугаться? - анимационными куклами Барби, сущностями непонятных свойств – человек-паук, Шрек, Карлсон и им подобные  - планета захвачена повсеместно. В них верят пока что дети и примитивные любители комиксов, однако захват сознания очевиден. В них играют, рисуют, придумывают и придумывают без всякого участия Поэтов, то есть без соприкосновения с Высшей Красотой, по вполне стандартным лекалам, хотя и срисованным, списанным с неведомых, истинно творческих озарений-видений-встреч. То есть анимация – не более чем рыночное тиражирование мистики, с густым налетом массовой ординарности, загоняющей человечество в тупик, лишающей детей, грядущее потомство способности вольно общаться с Вселенной, то есть постигать все еще неведомые эстетические основы мира - через посещающие Поэтов образы неведомого. Населив Землю, эти образы завоевывают сознание землян. Это особенно сильно проявляется у молодежи, стремящейся облечь себя в глухие панцири, и в жесткую кожу, и в металл, разукрасить свое тело ужасающими тату, то есть изменить свой сущностный облик. Таковы «готы», «эмо», «панки» и прочие молодежные течения, не имеющие явных исторических, родовых, генных корней с прошлыми поколениями. Но, увы, убоги, «небезупречны» в истинном понимании  эти порывы и усилия без открытого понимания и принятия проявления «Высшей Красоты». Даже космонавты, вернувшись из полета, спешат облачиться в родное, близкое, земное. А ведь внутри они уже коснулись неведомого Нечто. Того, что открывают в энергии Высшей Красоты и выговаривают в слове – Поэты».

      Следует отметить, что ученые еще только подходят к научному описанию красоты через понятие фрактала, однако восприятие Человеком красоты еще долго будет осуществляться через эстетические, нравственные, а не математические понятия. Поэтому выявление и тем более создание красоты еще долго будет требовать присутствие Человека-Творца:

      Я знаю влагу на стекле -
            рябой ее рисунок...
      Она ложится в октябре
            от холода форсунок...
      И свет мутнеет от нее
            и палец чертит буквы,
      но водяное бытие
            в себя вбирает звуки...

      Я также Божьею рукой
            отмечен, несомненно -
      весь мир пронизан «КРАСОТОЙ» -
            поверь, она тленна...

      Как я уже отмечал выше - хаосных строк не много и поэтому трудно написать длинный хаосный стих, однако стихотворение может быть существенно усилено и удлинено, используя повторения (итерации), как у Э.По в стихотворении «Ворон». Эти повторения, особенно повторения хаосной строки, позволяют кружить вокруг «запредельной Высшей Красоты», что позволяет не столько «разглядеть» ее с разных позиций, порой,  даже сквозь неприглядную реальность, сколько ощутить ее присутствие –

      ЖЕЛТАЯ  ВОДА
                        А.К.                   
      Печальна жизни маета -
      из крана желтая вода
      течет из вены – в никуда!..
      Прошу, скажи мне слово - Да!

      А ты вчера была не той -
      за суетой, за маетой,      
      я шел упрямо за тобой...
      Но ты была уже другой!

      Да! Ты была уже не той -
      с глазами полными тоской,
      туман стелился над рекой,
      меня смущал сомнений рой,
      я шел упрямо за тобой,
      но ты была уже другой!..

      Печальна жизни маета -
      из крана желтая вода
      течет из вены – в никуда..
      Мне не расслышать слово - Да!

        Да… Ты уже не будешь той...

      Конечно, найдутся и такие, кто не примут мои доводы и возопят: «Что еще за это особое состояние? Какая еще «Высшая  Красота»? Откуда явились эти хаосные стихи? Почему другие поэты, например, Пушкин не писали их?» На это отвечу: «Конечно же, «все уже было под солнцем» -  так и хаосные образы уже возникали в стихах поэтов прошлого, но не были классифицированы критиками. В России эти строки особенно проявились у В.Маяковского, В.Хлебникова, С.Есенина, Н.Гоголя, а на западе у Э.По, Н.А.Рембо, П.Верлена, Ф.Г.Лорки и других. Кто-то спросит: «Стихи вышеупомянутых поэтов хорошо изучены и классифицированы в рамках символизма, модернизма, футуризма, акмеизма и прочих течений. Зачем же тогда новый термин?» Конечно, все это так, но я и не собираюсь подвергать сомнению данные классификации, хотя считаю их весьма условными, а лишь хочу выделить самые яркие и необычные строчки поэтов, чтобы понять магию их стихов. Например, у В.Маяковского – «Ваше слово, товарищ, Маузер!» Я надеюсь, Вы понимаете Читатель, что «товарищ маузер» - это вовсе не пистолет, не человек и не человек с пистолетом! Так кто же он? - хаосная сущность, заброшенная в наш мир из революционного микрокосма В.Маяковского. Здесь уместно привести замечание И.Шевелевой: «Происходит нечто удивительное: реальный контакт миров. Заселяя Землю, космические сущности напитываются творческим жаром человека, вступают с ним – через Поэта – в эмоциональное общение, оказываются способными на голос любви, тоску, утраты, горечь пустоты, оживление исторических фигур. Есть контакт!  И как же он обогащает гениальную, неведомую космосу, людскую лирику – не слышимой до того неземной нежностью, казалось бы неодушевленных созданий природы» -

      РАЗГОВОР  ЛИСТЬЕВ  В  ОСЕННЕМ  САДУ

      Ранней осенью
            парк тенист...
      С желтой проседью
            сохнет лист...

      - Кто Ты? Кто Ты? -
      Слышно из темноты -
      - Ты - это Я… Я - это Ты...
      Тот, который
      восстал из Земли,
      насладившись
      простором всласть -
      нынче время упасть...
      
      - Кто Ты? Кто Ты? -
      Голос звучит другой...            
      - Ты - это Я... Я - это Ты...
      Я на Землю упал -
      Я вернулся домой...

      - Все мы сорваны
      Божьей рукой -
      - Домой...
      - Домой...
      
      Шорох листьев
      звучит в саду -
      Иду... Иду...

      Я заметил, что количество хаосных строчек и образов в стихах поэтов уменьшатся по мере удаления в прошлое - в периоды реализма, романтизма и уж, тем более, классицизма. Однако у гениальных творцов, например, таких как Пушкин - существуют хаосные стихи или, хотя бы, хаосные строки. Таково, на мой взгляд, стихотворение «Бесы». Там не только тучи, снег, тройка, сама луна, но и, конечно же, сами Бесы приведены в хаосное движение: «Мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна освещает снег летучий…» В поэме «Медный всадник» главные герои - разные ипостаси Хаоса. Это и наводнение, и больное сознание Евгения, и внезапно заскакавший медный истукан, а через него и хаосный образ России, бегущей  неизвестно куда – «и где опустишь ты копыта». Поэма А.Блока «Двенадцать», на мой взгляд, производит столь сильный эффект из-за наличия в ней грандиозных хаосных воронок ночи, метели, революции, да и времени, наконец. Эти воронки постепенно засасывают в себя не только буржуя, попа, убитую Катьку, революционный взвод солдат, но и сам Петроград, да и всю монархическую Россию – захрипевшую в смертной агонии клячу, лихо выпрыгнувшую, когда-то из пространства «Медного всадника» и не только «опустившую копыта», но и издохшую в поэтическом Хаосе А.Блока. Те же образы возникали у А.Блока и ранее – «Ночь, улица, фонарь, аптека… аптека, улица, фонарь».
      Следует сказать, что и трагедии В.Шекспира также насыщены мистическими существами, да и сами персонажи наделены ярко выраженными аномальными свойствами. Более того, мифы, сказки всех народов, да и гомеровские поэмы, с избытком насыщенны «хаосными сущностями» - Боги, духи, баба Яга, гарпии, Сцилла и Харибда и бесчисленные им подобные.
      Из вышесказанного напрашивается вывод, что поэзия, если, конечно, она претендует на то, чтобы ей не только называться, но и быть – непременно должна иметь что-то хаосное - строчки, образы, сущности или сюжет. При этом действие должно развиваться в значительном пространстве макро - или микро - мира с явно выраженной хоризмой и энергией движения.

      ТВОРЧЕСКАЯ НОВИЗНА ПОЭЗИЯ ХАОСА
      Ну, вот и все - преамбула закончена! Пора приступить к поэзии Хаоса! Конечно, я бы мог и далее входить в мир Поэзии Хаоса через творения других поэтов, однако мне ведомы вспышки появления Хаоса в моих стихах. Я помню их рождение.  
      За мной читатель! Вперед в Хаос! И отпусти поводья! Пусть подальше занесут тебя неподкованные копыта моего поэтического Росинанта.

      В ЧЕРНОМ КВАДРАТЕ четырех БЕЗ…
                           К.Малевичу и  О.К.
      Зеленая кровь
                  травы -
      в венах
      твоих...
      В карих
      глазах -
                  комья глины...
      Я все думал…
      Все спрашивал -
                  “Кто Вы?..”
      Но плыли
      на льдинах
      в Вечность
      вопросы мои
                  как пингвины!

      А у причала,
      в БЕЗбрежие,
      в черном пальто
      стоял
            человек без лица...
      Я понял -
      это Чужой,
      пришедший
            с другого конца!      

      Я понял! Сквозь света канаты -
      Свершилось заклятье судьбы!..
      Я понял - не виноваты
      ни Я, и ни ОН, и ни ВЫ...

      Я шел,
      без вины виноватый,
      в свой дом, что в БЕЗмолвие врос…
      Ко мне,
      поднимаясь на лапы,
      влюбленный ласкался пес...

      Потом заскулил.… И заплакал…
      Трагизм
      постигая судьбы…
      Тянулся мохнатой лапой
      в БЕЗдомье
      немой звезды...

      Но вдруг распахнулись двери -
      в светелку вошла она...
      Как ветры ложились эры -
      в БЕЗвременье у окна...

      О живописной манере.
      Стих выписан неотчетливо размытыми черно-белыми красками. Ничего лишнего – ни деревьев, не камней - даже лица героев не прописаны. Человек без лица, пингвины, домик поэта расположены на перифериях поэтического полотна. Однако эта палитра является фоном  для  яркого насыщенного зеленого цвета  - «крови травы», карих, звездных зрачков инопланетянки  и ослепительно желтых канатов света, закрученных в петлю – в петлю Мебиуса.
      Не правда ли, вполне состоявшееся живописное полотно, которое я бы повесил на стену.
      О пространстве, времени и звуке.
      Внутреннее пространство стиха не прямолинейно (не Евклидово). Энергия любви сначала искривляет его в местах четырех «БЕЗ» и в финале сжимает до размера светелки, а время ложится в Безвременье у ее окна. И это очень точно - новая любовь всегда создает новую среду обитания Человека, где связаны пространство и время. Более того, хаосные образы способны не только искривлять пространство, но создавать поэтическую иллюзию реального космоса,  со своим «реликтовым излучением» - постоянно возникающем в стихе, рокочущими «Р» или шипящие звуки – С, Ш, Щ, Ч.  Эти метаморфозы лежат в канве понятий современной  космологии.
      Хаосный образ. Хаосная сущность. Творческая  новизна хаосных стихов.
      Образы, используемые в стихе - "зеленая кровь травы", "комья глины в глазах", "канаты света", «человек в черном пальто без лица»  - хаосные, они принадлежат не только к обыденному миру, но и  к иномиру. В отличие от классических, хаосные образы усиливают воздействие стиха на нас не через сравнение предмета поэзии с чем-то красочно подобным, а посредством  одновременного, шокирующего воздействия на несколько органов чувств. Так, например: трудно представить, сочную, пахнущую кровь травы в человеческих венах или куски глины в глазах. Более того, хаосный образ, как правило, являет нам некую хаосную сущность, попавшую в наш мир из иномира: дальнего космоса, прошлого, оккультных и мистических сфер и даже из вымышленных литературных пространств. При этом, в отличие от образов «Высшей Красоты», описанных Э.По, мы можем не только ощущать «хаосные сущности», но и видеть их. В хаосном образе магическим образом закодирован образ «Высшей Красоты», которая ярко высвечивается лишь в канве всей строки и всего действа стиха. Именно о такой строчке писал, когда-то, В.Маяковский – если ты написал хотя бы одну стоящую строчку и попал под трамвай – считай, что жил не зря.
      Поэзия Хаоса – космична, однако космос не является ее темой, а имеет к ней отношение лишь в силу своей хаосности. Поэзия Хаоса умеет выходить за рамки повседневного опыта не только в космос, но и в область еле уловимых, неопределенных, сверхчувственных ощущений.
      Главная тема Хаосной Поэзии - важнейшие, сакральные аспекты бытия людей, а также крутые повороты изменения этого бытия.  

      Уместен вопрос: «Почему именно сейчас такое понятие, как «Поэзия Хаоса» обрело жизненную силу?» Конечно, это произошло под влиянием технического прогресса,  изучения точных наук и перенапряжением человеческого мозга. Так как в момент перенапряжения мозг включает программу «автопилота», косвенно задействует и человеческий интеллект. В результате могут возникнуть странные стихи. Именно так, в восемнадцать лет я написал свое первое, полудикое хаосное стихотворение, когда мой мозг перегревался от изучения точных предметов в физико-техническом институте. Тогда я сразу понял, что эти стихи принципиально отличаются от «обычных» стихов, но не знал чем. Слава Богу, что теперь знаю…

      Я жду от греческих скульптур,                  
      От этих белых изваяний,
      От их немеркнущих натур,
      Что странствуют в веках в изгнанье…

      На лицо удачная поэтическая попытка некромантии - оживление скульптур и превращения их в некие мистические сущности, способные менять судьбы людей.  
      А вот и еще один странный стих того же года –

      Я как из глины, вылеплен рукой неблагородной…
      Таких корзинами сплавляют тоннами…
      Иду оплеванный! Иду осмеянный!
      Пиджак, как жеванный и плащ заклеенный…

      Казалось бы корявая рифма! Но она и должна быть корявой! Ведь сущность, вылепленная неблагородной рукой, - дика, корява, неординарна. И, что любопытно - не имеет родственных связей с Адамом. Кто же тогда он? «Пассианарный мутант?» – в терминологии Л.Гумилева. Но если мутант, то от кого мутировал? Этот вопрос постоянно звучит и в других стихах:

      РАЗГОВОР  С  БЕСАМИ

      Бесы вопрошали угрюмо:
      «Кто ты? Откуда ты взялся
                  в списке живых?»
      Я и сам кручинился,
      сомневался –
      пел песню печальную,
                  как похоронный стих.

      А потом, вдруг, вскричал:
      «Что за чушь! Что за бред!»
      Мать меня родила как других!
      Как двойник я похож на отца –
      На могиле его портрет –
      Совместите черты лица.

      Но смеялись черти
            и грозили пальцем,
      говорили: «Не ври, стервец»!
      И мотали мойры
            жизни нить на пяльцы,
      приближая печальный конец.

      В наше время живут поэты, которых тоже волнует вопрос  «поэтического происхождения, вот что пишет Лев Котюков: “Боже Правый, ну кто я такой?!» Или: “Я чужой!.. Может, впрямь меня нет. А что есть, то ничтожно”. Когда то, Л.Котюков, будучи редактором Альманаха «Поэзия», и видя необычность моих стихов, печатал их в разделе «Поэты уранового века». Я спросил у него: «Что такое Поэзия уранового века?». А он: «Я обозначил явление, а ты определяй, если хочешь».  «Как же так? Ты обозначил, ты и определяй» - возразил я, но разъяснений не последовало. В ответ в «Московском литераторе» я написал статью, отнеся творчество Л.Котюкова к «поэзии хаоса»:

      По ту сторону мира мрак погибших светил.
      По ту сторону мира гул эфирных ветрил.
      Не найти по ту сторону отчих могил.
      По ту сторону душу свою не спасти.
      По ту сторону мира снег не таит в горсти.

      Хаосные стихи, соединяют нас с «запредельным», и поэтому убедительны при описании смерти, как переход души в иномир или в НИЧТО.
      Я ухожу в Ничто,
      Пальто набросив,
      На голые плечи –
      Тихо, оставьте все –
      Внечеловечи!

      А, напротив, через дорогу, ведущую в Никуда
      На старой арбе подъехала Смерть с косою –
      Жизнь – это только вода…
      Не следует плыть вслед за мною!

      А, напоследок, глаза поднимая к небу –
      Пытаюсь увидеть путь –
      Мне бы лучше родиться Фебом…
      Что теперь говорить – забудь.

      Мне бы лучше… Да кабы, бы…
      Ах! Сердешный… Иди… Иди…

      Другая трагическая реальность - отсутствие «высшего смысла» в существовании Человека, также убедительна в хаосном отображении –

      РАБ  БОЖИЙ
               "Моисей, раб мой, умер"-
                  Ветхий завет, Книга Иисуса Навина.

      Не спрашивай...

      Я все равно не знаю,
      а коль отвечу - ошибусь,
      я чемоданы,
      в спешке, собираю
      и не гадаю - что вернусь...

      Не спрашивай...

      Слова пусты, как ветер,
      хотя последний облако несет,
      и, может быть,
      в прощальный этот вечер
      мне предстоит за Прошлое отчет...

      Не спрашивай...

      Откуда знать мне правду?
      Я Божий Раб и больше ничего.
      Там, на горе, живет оракул -
      спроси его, спроси его...

      Не спрашивай...

      Откуда знать мне Правду? -
      Я как Иуда продал сам себя
      за горсть монет, за похоти отраву
      и испугался Вечности Огня...
      Не спрашивай...
      
      Язык палач мне вырвал
      и пламень сердца вынул из груди -
      и Мать свою с того я света вызвал
      чтоб провела по Вечному Пути...

      Не спрашивай...

      Ведь нет меня в помине -
      Я растворился в дымке временной,
      песчинкою, пылинкою,
      Упал на дно пустыни,
      пред Богом Вечным, обретя покой...

      Не спрашивай...

      Остались только Буквы -
      у них спроси -
      быть может, среди Лжи
      случайно как-то,
      посреди молитвы
      я Правду словно деньги одолжил...

      Не спрашивай…

      Убедительна хаосная трактовка и Апокалипсиса через метаморфозы пространства и времени. Через разрушение материи, но сохранение сакральной информации.

      ПОСЛЕДНИЙ БИЛЕТ
                  А.К.
      Где время
      сбежало,
                  разбивши
                              колодки,
      пространство
      качало
                  дырявые
                              лодки.

      А ты
                  уезжала
      с пустого
                  вокзала,
      где поезда
      стуки,
      как звуки
                  хорала
      пространство
                  забыло,
       как будто
                  не знало...
      А ты уезжала...
      А ты уезжала...      
      Спасешься ль? – Не знаю…
      Бесценную вещь -
      ты томик Евангелия
      в пальцах
                  сжимала -
      последнюю весть,
      как последний билет...
      Все мертво
      в пустыне
      пустого
                  вокзала -
      разобраны рельсы
      в Безвременье Лет.

      А ты уезжала...
      А ты уезжала...

      Спасешься ль? - Не знаю…
      Давно ль ты мечтала –
      Все в жизни устроить,
      Чего-то достичь?
      А Черное Небо
      Свистело, как Бич…

      А ты уезжала...
      А ты уезжала...

      Мертвая Земля, развалины старого вокзала, разобранные рельсы, последняя земная женщина с томиком Евангелия в руке - не правда ли, весьма четкая картина «конца времен», которую я, владей кистью, хотел бы отобразил на холсте. Но вот повесил бы? Это вопрос?      

      Разочарование в земной женщине, фиксируется многими поэтами, в том числе и мной, как, например, в «Желтой воде». Поэтому желание мужчины иметь женой идеальную Богиню актуально, но, к несчастью, редко реализуемо на практике. Хотя был такой смертный - троянец, брат Приама, по имени Анхис. От него Афродита родила Энея, который вынес стареющего Анхиса из горящей Трои. Анхис умер в Сицилии и был похоронен на мысе Эриче, где троянцы построили храм Афродиты. Я был там дважды - долго ходил по саду, вокруг развалин храма, как будто ища чего-то, не зная, что там захоронен Анхис. Это не случайно, как не случайно, что еще пятнадцать лет назад мной написана книга «Афродита» и стих «Последний троянец», как и то что мой любимый художник – Боттичелли, нарисовавший Афродиту. Не случайно и то, что читаю и перечитываю Гомера, знаю легендарную родословную троянских царей… И порой, мне кажется, что я – Анхис и моя жена - Афродита, что-то готовит на кухне. Не случайно было и то, что на обложке книги «Афродита» было написано послание к ней: «Афродита отзовись! Прочих прошу не беспокоить!» Но она не отозвалась, и поэтому простая женщина родила мне сына, которого я назвал Романом - так звали, внука Анхиса, сына Энея, основавшего Рим.

      ПОСЛЕДНИЙ ТРОЯНЕЦ
            Анхису - отцу Энея, деду Ромула,
            прапредку роду Юлия Цезаря…
                        
      В душе я японец:
      китаец, монгол,
      а может гасконец,
      британец, хохол...
      А может, а может -
      свершивши обряд,
      в пески Палестины
      уйду умирать...

      Но как-то сквозь глянец,
      зеркал треугол,
      гадалка
      сказала:
      «Ты древний троянец,
      познавший простор».

      Вновь старые карты тасует судьба
      последний троянец седлает коня.
      И тихо сквозь время - хрусталики льда
      он в Трою уехал на блики огня.

      Там Гектор могучий и ярый Ахилл
      Сошлись в поединке под блеском светил.

      А может быть, я плохо искал, звал, не верил?.. Поэтому Афродита и не отозвалась, не может же она, в самом деле, отзываться каждому встречному - поперечному… А может быть Афродита живет в каждой женщине и я просто не узнаю ее, а она этого не понимает или не чувствует в себе Богиню Любви, превращаясь, порой, в злобную Гарпию.        

      НЕЗНАКОМКА
                  «Моей несостоявшейся жене – Афродите»

      Я пытался схватиться за спицы -
      я хотел удержать колесо
      отчего с наваждением снится -
      за вуалью святое лицо…

      Отчего я старею беспечно,
      не узнав, не познав, кто же ты -
      твое платье - скользящая Вечность,
      за вуалью сокрыты черты...

      Афродита, Фортуна, Богиня? -
      Хоть на миг придержи колесо... -
      Я исполнюсь божественной силой,
      если ты приоткроешь лицо!..

      ПОЭЗИЯ ХАОСА космична и поэтому ей легко видеть прекрасное в скоплении Звезд, а затем, подобно древним людям, создавать из них, как из мозаики,  божественные образы –

      АНДРОМЕДА

      На простыне ночного неба -
      Иль крошки звезд, иль крошки хлеба.
      И тела контуры как данность –
      То Андромедова туманность
      Иль млечного пути объемы,
      Округлость бедер, рук изломы.
      Вот Магеллана Облака –
      Грудей тугих два бугорка…
      И в темноте призывно гол –
      Соблазна черный треугол.

      И белохвостые кометы -
      волос разбросанных снопы,
      чуть освещали тусклым светом
      мне Андромедовы черты.

       А вот Вам и метаморфозы Вселенной, включающие взрыв сверхновой.

      КОСМИЧЕСКИЙ  ОВЕН
                        М.В.Ломоносову

      Спиралью крутилось время,
      и звезды ломались в крошку, -
      шел Овен - изгой Эдема,
      пространство таща, как сошку.

      И было предначертанье,
      и дальних миров виденье,
      а Овен шел на закланье,
      копытом, круша сомненья.

      Кровавое Овена тело
      перерождало вечность,
      в сверхновых огнях горела
      на вертеле - БЕСКОНЕЧНОСТЬ!

      Надеюсь, Читатель, что Ты уже полюбил ПОЭЗИЮ ХАОСА и поэтому дочитал до этого места. Пора показать тебе ее мистичность - пришло время рассказать о встрече с Гамлетом…

      ВСТРЕЧА  С  ГАМЛЕТОМ
                                                      
      Решетка ржавая, из прошлого листок
      лепился полурваным телом,
      и мост из треснувших досок,
      и я в раздумие, несмелом...

      И чья-то кровь и чей-то ужас
      средь голых сумрачных дерев,
      и призрак шлепает по лужам,
      пальто двубортное надев...

      И я кричу ему: “Послушай!
      Забудь прошедшую беду!”
      Но он лишь расправляет уши,
      как флаги смерти на ветру!

      Но он, как флюгер на флагштоке,
      стихийный выбирает курс -
      глаза с отекшей поволокой
      и в черных венах мертвый пульс...
      Кровь на снегу - прохожих ужас,
      тропа меж сумрачных дерев,
      и я нагой бегу по лужам,
      пальто двубортное надев!

      Однако состоялась и еще более значимая встреча, о которой  Лев Котюков вдруг нервно и ревниво закричал шепотом: «Нет! Не встречался ты с Гомером! Не встречался! Даже и не думай!» А что тут думать? Читать надо - ощутить живую энергию строк. И кто знает? Может быть не только я, но и ты – Читатель, сядешь с Гомером за один стол…»

      ВСТРЕЧА  С  ГОМЕРОМ                  

      Назад, назад, струится время…
      Встал конь данайский на дыбы…
      Ягненка кровь, незрячий эллин…
      И света медные столбы…

      Он сел к столу - “Вода и хлеб
      все те же ли от века к веку?
      И также ль гибнет человек
      от рук другого человека?”

      Я долго пел – внимал он молча,
      Огонь свечи едва горел…
      «Свершилось больше, чем пророчил –
      Безмерен свиток страшных дел.

      Зачем? Зачем? Покой тревожил?
      Зачем? Зачем? Меня ты звал?»
      Он быстро встал. Упал треножник…
      Свеча погасла. Я рыдал…

      Интересно то, что Л. Котюков уверяя, что встречи с Гомером не было, тем самым говорил об обратном. И это не случайно. И, вообще, возникают множество вопросов: «Кто же такой Поэт? Медиум? Пророк? Или просто его мозг обладает уникальными способностями «видеть» и поэтически фиксировать «Высшую Красоту? А, если это так, то как простой смертный может фиксировать «Высшую Красоту», которая явно - мистична, сакральна, запредельна?» И опять возникают вопросы: «От чьего имени вещает Поэт? От Бога ли его дар или от Черта?». Интересен и важен другой вопрос: «В каких отношениях находятся Поэт с Чертом и вообще с нечистой силой?» Не случайно же, многие знаменитые произведения посвящены именно этой теме: «Божественная комедия», «Фауст», «Мастер и Маргарита». Интересно, что в этих произведениях Поэт выступает как представитель человечества, защищенной мистической силой и способный не только его олицетворять, но и противостоять «нечистому».


      ПОЭТ  И  ЧЕРТ
                        В.П.Маслову

      Профессия
            Поэта и Черта
                  в  чем-то
      похожи
            и в чем-то  
                  равно
            почетны –
      смущать
      сознания            
                  граждан
            по четным
            и по нечетным.


      Только Черт и Поэт – ни чета!
      Между Поэтом и Чертом
                  проходит черта –
      Черт в поэзии –
            ни «бум-бум»!
                  Ни черта!
      Поэт же, как Ангел
            вещает от Бога!
      Сам от себя ж  
            говорит Козлорогий!

      Знают друг друга
                  Черт и Поэт
      Часто Хвостатый
                  бежит в кабинет
      Без приглашенья
                  и спроса!
      И торчит
      у Поэта во рту,
      как смердящая
                  папироса!
      Только лучше
            с Лукавым общаться
                  слегка –
      Не долго…
            Не часто…
                  Издалека…

      В белых одеждах,
            с чистой душой
      дышат Поэты
            рядом со мной.
      И как Апостолы
            смотрят со стен –
      ходят Поэты
            сквозь время и тлен!

      Вечный Хаос открывается для моего сознания, как когда-то скала перед Али-Бабой при выкрике сакрального: «Сим-сим! Открой дверь!» Хаос полон звука, движения, потоков энергии и расцвечен в неземные цвета. Вторгаясь в Вечный Хаос, я постиг новые измерения, пространства и методы творчества. При этом поэзия Хаоса, в отличие от поэзии сюрреализма, не средство управляемой мысли, не спонтанная деятельность подсознания, а поэтическая фиксация Вечной гармонии Хаоса.

      Список литературы

1. «Звездный Воин». 1996 г.
2.А.А.Филиппов «Лебедь». 1996 г.
3.А.А.Филиппов «Афродита. Сюрреалистические мифы о любви». 1998 г.
4.А.А.Филиппов «Манифест Поэзии Хаоса». 1999г.
5-9.А.А.Филиппов. Литературно-художественный журнал. «Поэзия». Московская организация союза писателей России». №1.1999, №3.1998, №3 и №4. 1999, №1,2000 г.
10.А.А.Филиппов. «Литературная Россия». №42, 16 октября 1998 г.
11.А.А.Филиппов. «Подмосковье». № 51. 25 декабря 1999 г.
12.А.А.Филиппов. «Завтра». № 37 (250). Сентябрь 1998 г.
13.А.А.Филиппов. «День литературы». № 4 (22) апрель 1999 г.
14-15.А.А.Филиппов. «Московия Литературная». Пилотный выпуск. 2000 г. и №1. 2000 г.
16-18.А.А.Филиппов. «Литературная Москва». №6, №7, №8 за 1997 г.
19-20.А.А.Филиппов. «Московский литератор». №17-18. Октябрь 2000 г.
21.А.А.Филиппов. «Новая литературная газета». Пилотный выпуск. 2000 г.
22.А.А.Филиппов. «До 16 и старше». №4.1998г.





Рейтинг публикации: 2.96076352068
Количество голосов: 1886
Оценить публикацию по пятибальной системе: 1    2    3    4    5


Комментарии к публикации
Автор
Сообщение
08 June 2019 22:09

Неавторизированный посетитель:

*Stepgrazy*
Does Amoxicillin Help A Boil Clomid For Male Purchase Cheapeast Bentyl Best Website Overseas <a href=http://deantxi.com [deantxi.com]>cheap cialis</a> Lasix Kopen Propecia Hair Loss Symptoms

Добавить комментарий к публикации


Доступна разметка bbCode Help

no robots here




Избранное

АНДРОМЕДА

В ЧЕРНОМ КВАДРАТЕ ВЕЧНОСТИ

ВСТРЕЧА С ГАМЛЕТОМ

ВСТРЕЧА С ГОМЕРОМ

ЖЕЛТАЯ  ВОДА  

КОСМИЧЕСКИЙ НОСОРОГ

НЕЗНАКОМКА

ОВЕН

ПОСЛЕДНИЙ  БИЛЕТ

ПОСЛЕДНИЙ  ТРОЯНЕЦ

ПОЭТ  И  ЧЕРТ

РАБ  БОЖИЙ

РАЗГОВОР  ЛИСТЬЕВ  В  ОСЕННЕМ  САДУ

Пожалуйста, подождите, идет загрузка страницы...