Эшер. Возможно, вы никогда не слышали этого имени, но вы обязательно видели его картины.
Без гравюр этого художника не обходится с середины прошлого века ни одна иллюстрированная книга по математике, физике, топологии. Советский научно-популярный журнал «Квант» публиковал Эшера свыше 20 раз, «Знание-сила» - еще больше.
Мориц Корнелиус Эшер - знаменитый голландский художник, создавал свои двухмерные и четырехмерные картины, которые стали такой же реальностью, как наш мир. Гравюры, с изображением замкнутой лестницы, идущей все время вверх, дома с невероятно переплетенными колоннами, мозаики из повторяющихся фигур людей, животных или монстров - все это надо увидеть, чтобы понять, что это невозможно. И осознав это, остановиться в растерянности, но картины-то существуют!
Одна из наиболее известных литографий, "Рисующие руки". Лист бумаги прикреплен к доске кнопками. Правая рука делает на листе набросок манжеты с запонкой. Работа еще не закончена. Но справа уже детально прорисована левая рука: она высовывается из рукава так реалистично, словно вырастает из плоской поверхности, и, в свою очередь, делает набросок другой манжеты, из которой, подобно живому существу, выползает правая рука.
Зеркало, отражающее старую городскую улочку, а не комнату. Кажется, что можно уйти в него, и заблудиться во времени.
Терраса, на которую наблюдатель смотрит одновременно и снизу, и сверху.
|